• Статус заказа
    Статус заказа

    ПРОВЕРИТЬ
    Ожидаемая дата доставки:
    Трек номер:
    Транспортируется
Вход
Ещё не зарегистрированы?
Регистрация

10 вопросов о цифровой фотопечати. Часть 1.

10 вопросов о цифровой фотопечати. Часть 1.

В чём самое существенное отличие современной цифровой фотографии от плёночной? Она позволяет моментально увидеть результат съёмки на экране, а плёнку нужно проявить, закрепить, найти нужный кадр и напечатать на бумаге. Даже для того, чтобы убедиться, что снимок «не очень» и не достоин Вашего внимания. Вы скажете, что опытный фотограф по качеству негатива определит, стоит ли печатать фото. Это так, но далеко не все обладают таким опытом, да и плёнку всё равно нужно проявлять, чтобы получить негатив. Это одна из причин, почему мы прибегаем к фотопечати заметно реже, чем в «старые добрые» доцифровые времена.

Ввиду «эксклюзивности» фотопечати возрастает и наша требовательность к бумажным копиям, мы желаем увидеть в отпечатке картинку, максимально приближенную по качеству к тому, что видели на экране. Чтобы ожидания оправдались, следует учесть массу нюансов, о существовании которых многие фотолюбители даже не догадываются. Мы постарались обобщить основные вопросы, которые возникают у большинства при подготовке цифровых копий к печати и опубликовать ответы на них.  

Какие технологии печати существуют и что такое минилабы?

Сегодня в профессиональной печати присутствуют две  технологии:

  • химическая, или «мокрая»;
  • полиграфическая, струйная.

Химическая предполагает проецирование изображения на светочувствительный слой фотобумаги в тёмной камере и дальнейшую химическую обработку отпечатка. Эти операции хорошо знакомы фотографам «плёночникам»: проявка, отбеливание, закрепление, промывка, просушка. Только выполняются они в автоматическом режиме на специализированном оборудовании (о минилабах мы поговорим ниже), да отпала потребность в глянцевателе благодаря изменившимся свойствам бумаги.

Струйная (полиграфическая) печать формирует изображение напылением на поверхность бумаги чернил из сопел широкоформатного принтера (плоттера). Картинка образуется из множества точек (пикселей) разного цвета, нанесённых в соответствии с цифровым «образом». Чем больше цветов использует машина, тем точнее цветопередача, мягче переходы и полутона. Современное оборудование обычно имеет в арсенале от 6 до 9 картриджей с отдельными цветами. Бумага используется высококачественная: плотная, мелованная, но обычная, без светочувствительного слоя.

К слову, для струйной печати бумага вовсе не обязательна: основой для изображения часто используют холст, ткани сплошные и сетчатые, баннеры из винила, металлизированную плёнку, фанеру и другие «экзотические» носители. В продуктовой линейке студии «Фотосфера» много интересных позиций: печать фото на дереве Москва, например, или фото не пенокартоне. Имеет свой круг почитателей фотография на фанере, а популярность фото на холсте не снижается, а постоянно растёт.

Для сообщества фотографирующей публики интересны оба метода фотопечати, однако вопрос: «который лучше?» напрашивается сам собой. Прямого ответа нет — каждая  технология имеет свои плюсы и минусы. Как правило, пытаются сравнивать доступные размеры, цветовой охват и устойчивость параметров печати, себестоимость одного фото, износостойкость и долговечность изображения. Важный фактор – возможность (или необходимость) финишной обработки отпечатков: ламинация, защитный лаковый слой, накатка на подложку). Для фотопечати как бизнеса имеют значение цена и производительность печатных комплексов, эксплуатационные затраты и условия содержания.

Несмотря на разницу всех этих показателей, струйный метод и химическую фотопечать трудно назвать конкурентами. Они обладают различными возможностями, решают разнонаправленные задачи, и каждая честно обрабатывает свою нишу. Вот ниши-то у них сильно различаются по охвату. Эксперты мирового фоторынка считают, что на долю классической «химической» печати приходится более 85% фотоуслуг. Из оставшегося объёма процентов до 5 составляет любительская печать на домашних принтерах, таким образом, на профессиональную струйную технологию приходится не более 10% отпечатков. В рыночном аспекте «химия» побеждает за явным преимуществом. Но это вовсе не умаляет достоинств полиграфии, как эффективной технологии фотопечати.

Вот на распространённость оборудования это влияет прямым образом, поэтому самое время поговорить о минилабах. Сегодня любая профессиональная фотолаборатория среднего размера обладает 2-3 единицами подобного оборудования. Что это за зверь — минилаб? Это специальные автоматизированные фотолаборатории, ориентированные на массовую печать (мокрую) стандартных типоразмеров фотографий. Речь идёт о малых и средних форматах от 10х15 до 30х90. Источником светового импульса в минилабе служит светодиодная (в наиболее продвинутых моделях — лазерная) головка, с помощью которой производится экспонирование графического образа RGB-файла на светочувствительную поверхность бумаги. Затем в дело вступает химия — выполняются все этапы «мокрой» классики: отпечаток подвергается проявке, фиксации, промывке, сушке (всё в авторежиме).

Минилабы успешно работают также с плёнками и слайдами, изображение с которых предварительно снимается встроенным сканером. После этого работа с образом ведётся, как с RGB-файлом. Современные минилабы, подключённые к локальным сетям, обладают невероятной производительностью: за час работы выход может достигать от 1 до 2 тысяч отпечатков стандартного формата 10х15. Сегодня на мировом рынке минилабов представлены лишь два производителя гиганта — японские фирмы Noritsu и Fuji. Появившаяся в последние годы компания Sophia из Китая пытается слепо копировать Noritsu, но разрыв в качестве пока огромный, да и доля рынка у компании мизерная.

Помимо минилабов на рынке представлено оборудование для печати крупных фотографий произвольного формата. Безусловным фаворитом в этом сегменте считается компания Durst из Италии. Принцип печати этого оборудования аналогичен минилабам, однако требования по разрешению изображений и цветовому охвату гораздо строже, что естественно для крупноформатных отпечатков.

Каков максимальный размер отпечатка?

Большинство фотолюбителей перед отправкой снимков в печать хотят найти таблицу соотношения разрешения матрицы (в мегапикселях) и максимальных размеров отпечатка. Подобных таблиц в Интернете много, но они достаточно условны и это необходимо понимать. Решающее значение для размеров отпечатка имеют условия просмотра, а именно — дистанция, с которой зритель будет рассматривать изображение. Одно дело — стандартное фото в семейный альбом,  совсем иное — огромный билборд на высотном здании. Пробовали подойти к такому близко? Чем меньше расстояние, тем больше утрачивается целостность картинки, зато всё заметнее становится её зернистость, пока каждое зерно не достигнет размеров баскетбольного мяча, а изображение заменит масса непонятных цветных пятен. Но ведь оно и не предназначено для такого просмотра!

Чем крупнее формат — тем с более дальней дистанции на него следует смотреть. И наоборот. Какой полезный вывод можно извлечь? С увеличением формата изображения (и  расстояния до него) снижается роль величины разрешения печати для прочтения человеческим глазом. Поэтому таблицы соотношений форматов с мегапикселями предлагают приблизительные ориентиры, исходя из условия просмотра фотографий «в упор», с расстояния 30–40 см. Только таким образом можно оценить оптическое разрешение отпечатка.

Ориентировочный размер печати

Кол-во мегапикселей

Максимальный размер фото для просмотра вблизи

1

9х12

2

15x20

4

20x30

6

25x35

8

30x40

10

35x45

12

40x50

При химическом способе печати большое значение имеют собственные оптические характеристики эмульсионного слоя бумаги. Как правило, они очень высокие, что делает довольно низкое разрешение печати в 200 dpi вполне достаточным для качественных отпечатков (dpi — показатель плотности пикселей на линейный дюйм изображения). Приведённая таблица составлена на основе именно этих соображений.

Что касается изображений крупного формата, то чем больше дистанция, с которой будут рассматривать фото, тем меньше допустимая величина оптического разрешения печати. Для огромных билбордов, к примеру, она может составлять всего 20–30 dpi, а то и ниже. Если судить по таблице, то максимальный рекомендуемый размер печати для камеры с матрицей 8 МПк составит 30х40 см.  А что, если попробовать напечатать фото значительно крупнее, например 76х112 см? Если рассматривать его, держа в руках перед собой, то вся «пиксельная» структура изображения будет очевидна. Однако стоит отдалить его на небольшое расстояние (прикрепить к стене и чуть отойти) и Вы никогда не догадаетесь, что разрешение печати едва превышает 100 dpi. Всё зависит от того, с какой дистанции фото увидит зритель. Минимальным расстоянием, при котором исчезает эффект «пикселизации», считается удвоенная диагональ отпечатка. 

Форматы печати 10х15 и 11х15. В чём разница?

Самые массовые форматы фотопечати 10х15, 20х30, 30х45 и прочие создавались ещё в «плёночную» эпоху, когда подавляющее большинство фотолюбителей использовали 135 тип с размером кадра 24х36 мм (пропорция 2:3). Логично, что и типоразмеры фотобумаги создавались с таким же соотношением сторон.

Массовые цифровые камеры появились уже в компьютерную эру и вполне естественно, что производители ориентировались на пропорции мониторов, которые в большинстве своём близки к 3:4. Но и классический формат не только сохранился, но и прекрасно себя чувствует в большинстве малоформатных зеркальных камер. Вот поэтому и существуют одновременно 10х15 и 11х15.

Печатая кадр  3:4 в формате 10х15, Вы либо теряете часть картинки, либо получаете с двух сторон белые поля. Это неудобно, поэтому мы и предлагаем клиентам для подобных случаев новый формат печати – 11х15 см. Он стал достаточно распространённым: в продаже имеются альбомы, фоторамки, конверты, боксы и прочие атрибуты под этот формат. Просто нужно точно знать размер кадра (соотношение сторон) в вашей камере. 

Помимо 11х15 есть и другие популярные форматы для кадра 4:3. Их взаимосвязь со стандартными размерами приведена в следующей таблице.

Соотношение сторон

3:2

4:3

10х15

11х15

15х22

15х20

30х45

30х40

 

Какой из режимов кадрирования выбрать: Overall, Cut или Real Size? 

При печати вопрос кадрирования возникает практически всегда, т.к. в исходном виде файл изображения имеет произвольные пропорции сторон. Софт  минилабов допускает три возможных варианта расположения картинки на отпечатке: кадр целиком (overall), в обрез (cut) и в реальную величину (real size).

Overall. Программа геометрически вписывает изображение в окончательный размер бумажного носителя. Нужно понимать, что при этом вероятность белых полей на фотографии весьма высока.

Cut. Этот вариант кадрирования исключает образование белых полей, картинка как бы «натягивается» на шаблон конечного формата. Но в результате может быть утрачена часть визуальной информации, это следует учитывать.
 Real Size. Фотопечать производится "пиксель в пиксель", в соответствии с геометрическими размерами исходного файла и оптическим разрешением минилаба. В зависимости от выбранного формата и фактических размеров кадра можно получить разные результат:

при избыточном размере файла часть картинки выйдет за границы отпечатка. В режиме real size изображение автоматически центрируется;

при недостаточном размере файла изображение займёт площадь отпечатка не полностью, белые могут оказаться как с одной, так и со всех сторон.

В следующей статье мы продолжим отвечать на самые популярные вопросы фотолюбителей о цифровой фотопечати. Вы узнаете, как управлять резкостью, какую выбрать бумагу, что такое цветокоррекция, для чего она нужна, как напечатать настоящее чёрно-белое фото. До встречи на сайте «Фотосферы»!