Развиваем в себе фотогеничность. Cоветы мастеров портрета
Роль привлекательной внешности отрицать глупо: она вносит весомую лепту в создание красивого снимка, концентрирует внимание зрителя. Однако, это не главное и, тем более, не единственное условие удачного фотопортрета. Существует ещё нечто неосязаемое и невероятно притягательное. То, что заставляет нас подолгу рассматривать иную портретную фотографию. То, что мы привыкли называть «фотогеничностью», хотя не можем дать точного определения этому явлению. Подразумевается, что камера «любит» этого человека.
Дар или навык?
Мы очень придирчивы к собственным фотографиям и часто из десятков и сотен выбираем 2-3, где выглядим более-менее привлекательно. Отчего так? Оттого, что наше представление о своей внешности далеко не всегда совпадает с тем, что мы видим на снимке. И фото безжалостно бракуется, если изображение в плохую сторону отличается от этого представления. Луи Деллюк, французский режиссёр и сценарист, первым дал определение фотогеничности как способности получаться на фото лучше и интереснее, чем в повседневной жизни. Ни для кого не тайна, что фотогеничность модели – залог успеха в рекламной и коммерческой фотосъёмке. И не только. Это качество не менее важно, когда создаётся семейный фотоальбом, или у Вас в планах свадебная фотокнига, а жанр портрета, когда планируется печать больших фотографий, просто подразумевает определённую фотогеничность модели.
Что же такое фотогеничность? Природная естественная красота или приобретённое умение проявлять лучшие черты перед камерой? Обречён ли не одаренный красотой человек всегда стесняться фотокамеры, или фотогеничность можно как-то развить в себе, взрастить? Большинство психологов приходит к выводу, что фотогеничность – явление скорее внутреннее, чем внешнее. Она выражает его внутреннюю цельность, духовность, эмоциональность, уверенность и раскрепощённость. Все эти качества имеют психологическую основу, значит – они подвластны корректировке и развитию при соответствующем настрое и целеустремлённости.
Так что делать? Практически?
Нефотогеничность препятствует созданию красивых «живых» фотографий. Избавиться от подобного стресса можно путём некоторых приёмов и специальных тренировок, нужно только выяснить, источники Ваших страхов. Среди них могут быть:
- Асимметричность лица. В той или иной мере асимметричность есть у любого, только степень разная. У одних она еле заметна, у других же выражена достаточно ярко. Что делать? Расслабиться и не зацикливаться на этом. Доверьтесь мастерству фотографа, его навыкам и профессиональному чутью и следуйте его рекомендациям. Он поможет принять выигрышную позу, подберёт ракурс, который представит Вас в кадре в наилучшем свете. Помогите ему, отбросьте все страхи и сомнения и постарайтесь получить удовольствие от фотосессии.
- Активная мимика. Некоторые люди обладают столь подвижной мимикой, что зафиксировать лицо в кадре сложно даже опытному мастеру. Придётся поработать над собой перед зеркалом. Постарайтесь максимально расслабить лицевые мышцы, примите определённое выражение и пытайтесь удерживать его неизменным.
- Отсутствие опыта съёмки. Это наиболее частая причина неудачных фотосессий и чувства досады при виде результата. Но, к счастью, решается эта проблема проще других.
Во-первых – взгляд. Не надо напряжённо смотреть непосредственно в объектив. Глаза должны смотреть чуть выше камеры. Опытные мастера для этой цели используют особые маркеры.
Во-вторых – улыбка. Чрезвычайно важный нюанс. Чересчур открытая улыбка хороша для рекламирования зубной пасты. Для фотопортрета улыбка нужна непринуждённая, легкая, немного сдержанная. Примерно вполовину от максимально широкой. Сниматься вовсе без улыбки тоже не желательно: лицо выглядит излишне серьёзным, хмурым, даже агрессивным.
В-третьих, обратите внимание на позу. Она, в первую очередь, должна быть удобной и естественной, а затем уже красивой. Малейшая неестественность будет заметна на фотопортрете и испортит впечатление.
Советуют профессионалы
Фотографы-профессионалы, массу времени посвящающие работе с моделями, основываясь на экспериментах и многолетнем опыте, составили личные формулы успеха. Один из таких «профи» маэстро Пьер-Энтони Аллар считает: что объектив «полюбит» того, кто сумеет:
- полностью доверяться фотографу;
- перестать комплексовать по поводу своих недостатков;
- изучить специфические особенности своего лица и определить лучший ракурс в 3/4;
- быть эмоциональным и раскрепощённым, научиться передавать взглядом широкую гамму эмоций;
- быстро расслабляться перед съёмкой (есть несложный приём: зажмурив глаза, беззвучно шевелить губами 20-30 секунд и настраиваться на фотосессию). Так у вас получится качественное фото.
Мастер портрета Питер Херли установил: широко открытые глаза не дают на снимке нужной глубины. И простой «прищур» желаемого результата не даёт. Херли изобрёл свой фирменный "фотогеничный прищур". Технология такова: приподнимают сначала нижние веки и слегка их сужают. Тут же опускают верхние веки. Приём выполняется очень плавно, незаметно. Он делает взгляд более глубоким, выразительным, заметно улучшая общее восприятие портрета. Питер уделил много времени изучению секретов фотогеничности и в результате множества экспериментов выявил важность влияния на восприятие портрета овала лица модели. Установил он и наилучшие ракурсы для передачи своей находки зрителю.
Нефотогеничных людей нет, просто каждому необходимо раскрыть внутренний потенциал.