Первые уроки. Знакомим детей с основами фотографии
Многие известные мастера фотографии рассказывают о том, что очень сожалеют, что никто не занимался с ними фотографией в детстве, когда они только начинали знакомиться с этим замечательным искусством и делали первые шаги фактически наощупь. Не повторяйте этих ошибок, помогите своим чадам легко и весело погрузиться в чудесный мир фотографии, направляя и корректируя их действия. Но при этом не забывайте о главном: любой вид обучения ребёнка должен базироваться на самом доступном ему языке – игре. Только играя и веселясь можно добиться успеха в обучении детей любым навыкам, в том числе фотографии. Это должна быть весёлая и увлекательная игра. Да, не все изучали педагогику, задачка - не из простых. Придётся набраться терпения и включить фантазию. Продумывайте каждое занятие, каждый выход с фотоаппаратом в руках. Важно увлечь ребёнка этим восхитительным занятием – фотографией.
Создаём условия для начала игры
Игра должна захватить ребёнка с самого начала. Многое будет зависеть от камеры, которой он сделает свои первые кадры. Можно, конечно, начинать знакомить детей с фотографией на своей «взрослой» технике, но, поверьте, это совсем не то. Важно, чтобы на полочке рядом с любимыми игрушками стояла своя, личная, красивая маленькая камера, которую всегда можно взять в руки и сфотографировать папу, маму, кошку. Принцессу, дождь за окном и своих друзей на самокатах. Тем более, что многие ведущие фирмы фототехники давно озаботились продукцией для самых маленьких и добились на этом поприще огромных успехов. Вы только посмотрите на эти чудеса техники и дизайна! Симпатичные миниатюрные голубые, жёлтые и розовые ушастые зайки и мишки не достаточно «вооружены» для получения вполне приличных изображений. Приобрести детский мини-фотоаппарат можно не выходя из дома, с доставкой прямо до Ваших дверей, либо забрать его в одном из наших салонов «Фотосфера». Разве сможет устоять детское сердечко перед такой красотой!? Да он сразу же начнёт теребить Вас: «Ну, когда же, когда мы начнём фотографировать?». Обращайтесь, мы будем рады помочь привить ребёнку любовь к фотографии раз и навсегда!
С чего начать? С экспериментов!
У детей есть странное свойство щёлкать одни и те же предметы или сцены по многу раз, получая практически одинаковые кадры. Это можно объяснить тем, что дети ещё не понимают индивидуальной сущности каждого объекта, для них все они одинаковы. Объясните ему, что такое ракурс, подскажите, как можно разнообразить композицию. Проведите на каком-нибудь примере практическое занятие, где попробуйте:
- делать снимки с разных ракурсов – справа, слева, сверху, снизу. Попросите его влезть на пенёк или на ступеньку повыше, встать на колено или присесть на корточки. Даже улечься на траву и снимать цветы снизу вверх на фоне неба и т.д.;
- снимать с близкого расстояния и отходить на дальнюю дистанцию для более широкого угла захвата;
- фотографировать объект со всех сторон, перемещаясь вокруг него;
- использовать различные настройки камеры (начинайте с разных режимов экспозиции, объяснив, что это такое).
Важно! Обязательно вместе с ребёнком внимательно изучите результаты эксперимента, увязав качество каждого кадра с настройками, расстоянием, ракурсом.
Учимся обращать внимание: «А что у нас на заднем плане?»
Когда ребёнка заинтересовал какой-либо объект для съёмки, его внимание полностью сконцентрировано на нём, ему невдомёк, что существует задний фон, который может усилить впечатление от фотографии, а может разрушить композицию. Так бывает, когда из головы человека вырастает какой-нибудь столб или ветка, а весь задний план рассечён проводами, растяжками, заполнен несуразными посторонними предметами. Ваша задача – объяснить начинающему фотографу важную роль заднего плана (да и переднего тоже). Научить его моментально сканировать задний фон, как только определился с объектом съёмки, и также быстро изменять его для более приемлемой композиции.
Учимся держать камеру
Взрослому кажется очевидным, как правильно держать фотокамеру. А вот детям, особенно дошкольникам и младшим школьникам, это требуется объяснить и показать. Так, чтобы, с одной стороны, камера в руках была надёжно зафиксирована, а с другой – чтобы мышцы не были зажаты и руки долго не уставали, позволяя свободно манипулировать камерой. Научите ребёнка правильно держать камеру - это поможет ему в будущем стабильно выполнять чёткие кадры.
Выдерживаем горизонт
Когда смотришь альбом первых фоторабот юного фотографа, может закружиться голова: один кадр заваливается влево, другой – вправо, прямо американские горки! Просто при съёмке начинающему мастеру не приходила в голову мысль о существовании линии горизонта. В каком положении оказалась камера в руках – так и нажимал на спуск. Это частая ошибка любого новичка. Ваша задача – научить ребёнка чувствовать горизонталь и всегда сверять с ней положение камеры перед спуском затвора. Подскажите ему, как использовать сетку в объективе и контрольные ориентиры. Не секрет, что «заваленный» горизонт опытные фотографы используют как особый художественный приём для придания изображению большей выразительности. Но одно дело, когда это применяет мастер, идеально чувствующий горизонт, и совершенно другое, когда это делает новичок, по-другому снимать не умеющий. Пусть ребёнок научится идеально выдерживать горизонталь, а уж потом пускай нарушает её в художественных целях.
Подходим ближе к объекту
Часто дети, увидев интересный объект, нетерпеливо начинают щёлкать затвором, невзирая на дистанцию. Объясните им, что чем ближе расстояние до объекта, тем больше важных деталей удастся зафиксировать. Поэтому, если позволяет время (объект никуда не убежит и не исчезнет), то лучше подойти поближе, да ещё и поискать выгодный ракурс. Конечно, можно сделать хороший кадр издалека, используя ZOOM, но не всегда это равноценная замена продуманному и выверенному снимку с близкого расстояния. Всегда придерживайтесь правила: есть время и возможность – подойди поближе. Нет – снимай издалека, не теряя ни секунды, используя ZOOM.
Делаем много-много снимков
Опытные фотографы в «плёночную» эпоху советовали новичкам не щёлкать затвором направо и налево, а снимать только действительно ценные кадры. Во-первых, очевидна экономическая сторона вопроса (плёнка стоила недёшево), а во-вторых, растратишь все 36 кадров на ерунду, начнёшь перезаряжать камеру (а быстро это не получится), а тут-то и начнётся всё самое интересное! К счастью, с приходом цифры, этот совет теперь не актуален. Количество кадров не влияет на стоимость фотографий. Снял, просмотрел, удалил. Скорее, напротив: один из современных принципов цифровой съёмки – как можно больше кадров. Не зря же у многих фотокамер появилась даже опция непрерывной покадровой съёмки, почти как у видеоаппаратуры. Снимаем интересный момент, делая множество кадров. Потом, в спокойной обстановке всё посмотрим и определим: есть ли в этой куче породы нужный нам алмаз или всё можно удалить? К тому же это прекрасный способ отрабатывать различные техники фотосъёмки, закреплять навыки, развивать насмотренность. Однако, во всём желательна мера. Не нужно поощрять желание детей делать по 100 снимков одного предмета. Развивайте в них стремление к разнообразию объектов, образов, композиций, тягу к эксперименту. Очень скоро Вы убедитесь, что снимки становятся всё лучше и лучше.
Соблюдаем баланс объектов съёмки: люди, виды, предметы
Начиная фотографировать, дети часто сосредотачиваются на чём-то одном: одни снимают исключительно архитектурные объекты, другие – только людей, третьи – видовые фото или снимки животных. Это вовсе не плохо, просто часто это обусловлено тем, что маленький фотограф не представляет себе, насколько многогранна фотография. Никто не объяснил ему, сколько интересного можно найти в ней, помимо его увлечения. Помочь ему шире раскрыть глаза – Ваша задача. И ещё объяснить, что фото архитектурных объектов или природные композиции без присутствия человека часто выглядят холодными, неживыми. В то же время - это прекрасный фон для изображения людей, их настроения, характера. Расскажите ему (и приведите примеры), что видовые фотографии из путешествий выглядят гораздо информативней и убедительнее, если в кадре задействованы местные жители, занимающиеся повседневными делами, или люди, участвующие в поездке. Понятно, что со временем всё равно выработается собственный стиль, определённый вкус, появятся любимые жанры, где чаще сопутствует удача. Прекрасно! Но это потом. Ваша задача – расширить кругозор ребёнка, чтобы он зряче делал свой выбор.
Ищем точку интереса
Для создания фото, достойного внимания зрителя, необходима визуальная точка интереса, фокусирующая взгляд смотрящего. Попробуйте объяснить ребёнку, что представляет собой такая точка и научить самостоятельно определять, что может исполнить роль этой точки в композиции, на которую нацелен объектив. Причём делать это всегда, прежде чем нажать на кнопку спуска. После того, как он это освоит, можно двигаться дальше. Расскажите о способах визуального усиления точки интереса: смена ракурса, позиции, расстояния, использование зума и т.п.
Запоминаем правило третей
Древние люди полагали, что Земля покоится на трёх китах, плавающих в бескрайнем океане. Если есть киты, на которых базируется техника фотографии, то правило третей – один из них. Простой и одновременно необычайно эффективный принцип построения кадра. Правило действует безотказно, когда новичок приступает к съёмке людей. Возможно, ребёнок с первого урока не поймет информации о точках пересечения, но научить его не располагать объект точно по центру кадра возможно довольно быстро.
Изучаем фотографии вместе с детьми
Лучший метод помощи в улучшении навыков фотографии ваших детей – совместный просмотр и анализ выполненных снимков. Это несложно и вполне по силам каждому родителю (или дедушке). Садитесь за компьютер после прогулки с фотокамерой и неторопливо и тщательно рассматривайте и разбирайте каждый кадр: вот здесь всё сделано хорошо, а на этом снимке видны ошибки (уточняете конкретно какие, как их избежать в следующей сессии). Не переусердствуйте с критикой и обязательно (непременно вслух!) отметьте фотографии, с которыми Ваш отпрыск справился особенно хорошо. Это будет хорошим стимулом для дальнейших занятий и вдохновит на новые подвиги на почве фотографии.
Неплохая идея – почему бы не закончить совместный просмотр изготовлением фотокниги или печатью фото с первыми снимками начинающего фотографа? Пусть ошибки, пусть недостатки композиции, пусть неудачные настройки и ракурс – тем интереснее и веселее будет рассматривать эти фото со временем, когда дебютант станет зрелым мастером. Подобный фотоальбом создать и напечатать можно на сайте «Фотосферы» с помощью простого и удобного редактора. Если идея фотокниги не впечатляет, можно использовать другой популярный продукт – набор фото на подставке. Неплохо будет выглядеть настольный календарь на подставке или настенный квартальный фотокалендарь, выполненными дебютантом.
Меняем режимы и учимся фокусной блокировке
Сегодня практически любая цифровая камера обладает массой специальных опций. Среди них набор различных режимов съёмки с предустановленными заводскими настройками, заметно облегчающие работу фотографа в разных условиях: «портрет», «пейзаж», «макро», «спорт» и др. Объясните ребёнку, что разные ситуации и условия съёмки требуют применения соответствующих настроек камеры. Расскажите им о влиянии на изображение освещённости объекта, его движения, фокусного расстояния. Такой урок поможет ему понять не только подходы к съёмке конкретного объекта, но и общие принципы фотографии.
Большинство камер сегодня снабжены опцией автоматической фокусировки. Тем не менее, это не гарантирует чёткости изображения, т.к. автоматика не всегда может правильно определить объект фокусировки. Особенно когда он расположен не по центру кадра, как предписывает «правило третей». Для борьбы с этим явлением существует технический приём, известный каждому фотографу – фокусная блокировка. Кнопка спуска затвора нажимается только наполовину, после чего камера окончательно фокусируется на объекте. И только после этого, удерживая объект в фокусе, фотограф доводит спуск до конца. Научите своего подопечного этому важному приёму, отработайте практически. Этим навыком он будет пользоваться всю жизнь.
Изучаем настройки экспозиции
После уверенного освоения всех вышеописанных технических приёмов можно начинать обучать ребенка основам выбора параметров экспозиции. Обычно в 9-10 лет ребята вполне готовы к восприятию этих азов фотографической науки. Три главных элемента (опять – три кита!): значение ISO, величина раскрытия диафрагмы и скорость затвора – вот отправная точка для постижения секретов изображения, законов света и тени. Расскажите, как влияет изменение настроек каждого из этих параметров на качество получаемой картинки. Ознакомьте его с приоритетными, наиболее часто используемыми параметрами диафрагмы и выдержки.
Как бы не продвигались Ваши занятия, не забывайте о главном: задачи, которые Вы ставите перед ребёнком, в первую очередь, должны быть весёлыми, а уже во вторую – практически полезными. Только тогда удастся поддерживать подлинный интерес для дальнейших занятий фотографией. Немного терпения - и в обозримом будущем Вы приобретёте верного единомышленника и спутника для фотографических путешествий.