Fashion-фото. Что Вы знаете об этом?
Fashion-фото. Что Вы знаете об этом?
Первое, что возникает в голове при упоминании fashion-фото, – яркие запоминающиеся картинки из глянцевых журналов мод. Модели с невероятными физическими стандартами и макияжем в необычных позах демонстрируют наряды, которые должны обозначить свежие веяния в сфере моды. Максимальное привлечение внимания – вот задача fashion-фотографий. Все понимают, что эти конкретные модели не предназначены для повседневной жизни, да это и не требуется. Цель - повышение лояльности покупателя к определённому бренду, его линиям одежды, косметики, аксессуаров. Информирование о модных течениях. Именно поэтому известные журналы мод стремятся привлечь к сотрудничеству лучших профессионалов жанра fashion-фотографии.
Общая идеология жанра
Основная цель фотографии в этом жанре – вызвать заинтересованность зрителя, привлечь его внимание к миру fashion-индустрии и внедрить восприятие моды в категорию его постоянных приоритетов. Многие узнают о модных тенденциях и новейших коллекциях из публикаций глянцевых журналов и специализированных сайтов. Некоторые мастера мечтают работать на ведущие бренды и печататься в популярных модных изданиях. Но удаётся это лишь единицам, и понятно почему. Fashion-фото – объективно сложный жанр, недоступный новичкам. Успех приходит только к самым талантливым и упорным после многих лет практики, терпеливого преодоления неудач, постижения специфических тонкостей, гораздо более глубокого, чем простое фотографирование одежды.
Специфические признаки fashion-фотографии
Истоки жанра нужно искать в 1856 году. Именно тогда фотограф Адольф Браун снял серию снимков герцогини Вирджинии Ольдони в различных модных платьях. Так Браун стал родоначальником fashion-фото, а герцогиня – первой фотомоделью. Начало ХХ-го века ознаменовалось появлением первых модных журналов – сначала La mode practuqie, чуть позже Vogue. А в 1911 году в журнале Art et Decoration впервые была напечатана целая серия фотографий коллекции от «кутюр» Поля Пуаре. Таким образом, биография жанра fashion-фото ведётся уже более полутора веков. За это долгое время определились специфические особенности стиля, выделяющие его из прочих жанров фотографии. Попробуем выделить основные отличия:
- Очень низкий КПД. Удачный кадр может потребовать нескольких дней подготовки и 10-15 часов съёмки. Можно сравнить с поиском золотого самородка в куче пустой породы. Чтобы добиться успеха, нужно много и упорно работать;
- Любая деталь в композиции, каждая мелочь несёт смысловую нагрузку и всесторонне продумывается до начала сессии. На снимке не бывает неожиданной тени, случайного пятна, лишней складки на одежде, незапланированного предмета или детали. Если что-то присутствует в кадре – значит, так и было задумано;
- На внутренний посыл зрителю работает вся композиция: облик модели, её поза, одежда, аксессуары и прочие детали. При этом рекламный характер профессионального fashion-фото остаётся незаметным и ненавязчивым: клиент не должен ощущать давления, банального призыва купить тот или иной продукт. Фотограф лишь даёт красивую информационную картинку происходящего в сфере моды, помогая покупателю сделать правильные выводы;
- Всё в композиции должно быть ярким, дерзким: наряды, косметика, позы, окружающий антураж. С некоторым «перебором» по отношению к общепринятым канонам. Снимок сразу должен выделиться среди прочих, привлечь и удержать взгляд зрителя. Не случайно существует целый класс имиджевого макияжа специально для фотосессий, помогающий создать яркую запоминающуюся картинку;
- Одним из важнейших компонентов fashion-фото является свет. Он создаёт интригу композиции, помогает диалогу мастера со зрителем. Начинающим фотографам без обширных знаний в области колористики, теории композиции и практического опыта использования осветительного оборудования добиться удачного результата практически невозможно;
- В fashion-съемках участвуют несколько специалистов, каждый - профессионал своего дела, имеет собственную зону ответственности. Фотограф не занимается макияжем, осветитель – костюмами, а костюмер не вмешивается в работу фотографа. Но успех или провал фотосессии в целом всё же чаще связывается с личностью фотографа. Подбор высококлассной команды – его прерогатива;
- Fashion-фото в любой исторический период является отражением эпохи, оно пропитано духом общественных предпочтений, точно передаёт степень развития культуры, атмосферу времени, устремления людей и их идеалы;
- Современная модная индустрия немыслима без цифровых графических редакторов. Возможность постобработки и ретуши фотографий подарило стилистам и фотографам невероятную свободу фантазии, раскрепостило умы и расширило творческие возможности.
Виды fashion-фотографии
У этого жанра существует несколько направлений, различающихся стилистикой, местом съёмки или назначением фотографий.
Съёмки с подиума
Очень удобны для фотографов тем, что их не приходится организовывать. За них это делают дома моды известных кутюрье, рекламные фирмы и всевозможные спонсоры. Любой уважающий себя бренд устраивает минимум один-два показа в год на подиумах Парижа, Милана, Лондона, Нью-Йорка. Фотографу нужны только умелые руки, достойная техника и правильный свет. За образ моделей для зрителя отвечают организаторы.
Уличная съёмка (Street style)
Она может быть постановочной с тщательной проработкой кадра и образа моделей, а может - спонтанной. Фотограф просто сливается с людской массой и выискивает необычных, стильных, выделяющихся из толпы людей. Здесь важно быть наблюдательным, суметь уловить и передать зрителю общее впечатление от человека: его облика, причёски, предметов одежды, обуви, необычных аксессуаров. Такие снимки сейчас очень модны в блогах и на личных страничках фотолюбителей.
Одежда без модели
Это направление называется «Flat lay». Печать фото выполняется в журнале или они размещаются в сети. Часто сопровождаются вопросом - «надели бы?». Задачи выразить какую-либо идею или передать настроение здесь не ставится. Акцент – на фактуру и цветовую гамму собственно предметов одежды. Никаких тебе моделей, никакого макияжа. Даже с фоном не следует заморачиваться: съёмка flat lay производится на белом фоне.
Каталожные и коммерческие фото
Предназначены для размещения в каталогах модной одежды с целью привлечения покупателей. Образы для съёмок создаются стилистами по полной программе – с моделями, макияжем, аксессуарами. И, чтобы не рассеивать внимание потенциального покупателя, помочь ему максимально разглядеть все детали и нюансы покроя конкретной модели одежды, съёмка производится на белом фоне.
Имиджевая, журнальная съёмка
С лучшими образцами подобного фото мы встречаемся в популярных глянцевых журналах. Вот где настоящее мастерство – высший пилотаж! Для того чтобы достичь такого уровня, нужно научиться не только видеть модную одежду и лицо модели, но и почувствовать внутреннюю динамику кадра, его настроение. И всё это передать зрителю посредством макияжа, света и нестандартных декораций. Начинающим фотографам советуем сначала хорошенько попрактиковаться в более простых жанрах.
Модные течения и профессиональные приёмы
Хорошей школой для новичков может оказаться копирование мастеров fashion-фото. Постарайтесь детально разобраться в том, как подготовлена площадка для съёмки, как выставлен свет, выдержан баланс света и тени. Как подготовлена к съёмке модель: поза, причёска, макияж. Попытайтесь воссоздать все условия и сделайте несколько кадров. Сопоставьте снимки, проанализируйте, что у Вас не так. Исправьте ошибки и сделайте ещё серию. Ближе к оригиналу? Не очень? Пытайтесь ещё. Так методом проб и исправления ошибок Вы будете маленькими шагами постигать тонкости жанра. С опытом постановочные фотосесии усилят творческое видение снимка и умение передавать его атмосферу и настроение.
А ещё можно воспользоваться некоторыми беспроигрышными приёмами, неизменно вызывающими любопытство зрителя и привлекающими внимание.
Грубый макияж. Щёки со следами потёкшей туши выглядят неаккуратно и хаотично. Но непременно привлекут внимание зрителя и придадут образу дух бунтарства, пренебрежения нормами и канонами. Необходимо лишь прочувствовать все нюансы композиции в целом и правильно расставить акценты.
Спорт и ЗОЖ. Растущая популярность ЗОЖ находит отражение и в фотографии. Тренированное тело с рельефными мышцами, всевозможные спортивные аксессуары в кадре привлекут внимание. Для съёмки подойдёт спортзал в школе, площадка в ближайшем дворе, заброшенный стадион в парке. Подобный антураж выгодно преподнесет совершенство модели.
Съемка на пленку. Казалось бы, цифра уже победила во всех сферах нашей жизни, однако, это не так. По крайней мере, в фотографии. Многие мастера сохраняют верность старой доброй плёнке. Снятые на плёнку кадры неповторимы: от них веет особой атмосферой, мягкость оттенков и цветовых переходов радует глаз. Любое фото, снятое на плёночную камеру, выглядит теплее, интимнее, чем цифра.
Модель в маске. В fashion-индустрии многое, если не всё, зависело от внешности модели и настроения, которое она способна передать зрителю. Сегодня популярно новое направление, выражающее протест против персонализации модных течений. Модели предстают перед объективом и выходят на подиум в масках, переключая всё внимание зрителя на главный объект – творение кутюрье. Это могут быть полумаски, или маски, полностью скрывающие лицо. Роль маски могут сыграть очки необычной формы, делающие внешность неузнаваемой.
Приём «только что из-под душа» Невероятно зрелищный эффект мокрой одежды и мокрых волос не теряет актуальности на протяжении последних лет и с энтузиазмом применяется в fashion-фотографии. Мокрые волосы с падающими каплями воды как бы бросают вызов устоявшимся стандартам, а облегающая тело мокрая одежда демонстрирует формы модели в выгодном свете.
Сидячая поза. И на подиуме, и на страницах журналов привычнее видеть модель стоя, так проще продемонстрировать достоинство новых фасонов. Однако бывают ситуации, когда гораздо выгоднее представить модель, свободно расположившуюся в удобном кресле в расслабленной, независимой позе, демонстрируя полное равнодушие к зрителю. Этот провокационный приём часто используется начинающими фотографами. Бросая вызов общественным условностям, они вызывают шквал эмоций, а значит и интерес к своим работам.
Съемки в случайных местах. В противовес глянцу и гламуру для съёмки выбираются «непотребный» урбанистический пейзаж: грязные улицы, обшарпанные стены, переполненные мусором урны, телефонные будки с разбитыми стёклами. Если к подобным трущобам удачно подобрать образ модели, можно создать несколько «литературную» атмосферу безысходности, своеобразную «достоевщину» в fashion-жанре. Можно быть уверенным, что такие съемки будут весьма любопытны зрителю и запомнятся надолго.
Дефекты внешности – изюминка снимка. Часто незначительные дефекты внешности можно сделать сильной стороной своего фото. Сделав акцент на непропорциональность лица, веснушки или родинки, можно вокруг них построить замысел фотографии. Вместо сглаживающей ретуши признаки несовершенства даже усиливают, делая модель более понятной, близкой человеку из толпы.
Неестественные кукольные позы. С помощью макияжа моделям придают кукольные выражения лиц, наряжают соответствующим образом и снимают в позах, характерных скорее для кукол, чем для живого человека. Это ещё один способ «обезличивания» модели и повышения важности предметов одежды, аксессуаров и окружающей обстановки.
Пастельная палитра. Минимализм. Буйство цветов и оттенков на страницах модных журналов хорошо освоено мастерами fashion-фото и используется как мощное оружие. Конкурировать с ними на этой поляне сложно, да и зрительский глаз постепенно привыкает и устаёт от безальтернативности. Однотонный фон, неброские фасоны одежды, пастельные тона тканей и минимализм в макияже в этих условиях становятся хорошей приманкой для глаз зрителя, невольно концентрируют его внимание. Используйте это!
Главная идея fashion-фото – привлечение внимание зрителя всеми возможными способами. Не бойтесь эксперимента, больше практикуйтесь в постановочных фотосессиях. И, что самое важное, стремитесь к тому, чтобы каждый спуск Вашей камеры был осмысленным, осуществлял определённую идею. Используйте лучшие снимки для создания фотоальбомов, наборов фото на подставке и постеров / плакатов. Наслаждайтесь своими шедеврами!