Фото при свечах – советы и рекомендации
Признайтесь, пробовали фотографировать при свечах? Получилось что-нибудь путное? Увидели в журнале фото с загадочными романтическими отблесками на лице симпатичной девушки и захотелось сделать что-то подобное. Действительно, тёплые мерцающие огоньки совершенно зачаровывают смотрящего, буквально погружая в гипнотическое состояние. Но перенести эти ощущения на фотоснимок не так-то просто. Добиться желаемого эффекта в условиях столь скудного освещения – серьёзная задача. Хотим немного облегчить Вам участь, предложив несколько советов от опытных мастеров. Они-то знают, как сделать идеальный портрет при свечах. Зато результаты могут превзойти самые смелые ожидания: представляете себе серию снимков со своей любимой - «романтический вечер» или «love story при свечах»?
Отключите вспышку
Сначала давайте зафиксируем очевидное - все ваши попытки фотографировать при низкой освещённости со вспышкой потерпели фиаско. Полное разочарование: вспышка истребляет в кадре любые другие источники света, тем более такие слабые, как свечи. Не расстраивайтесь, отключите вспышку и забудьте на время. Чтобы достойно отобразить неяркие колеблющиеся огоньки свечей - вспышка не нужна. Могут быть исключения, но о них – в конце статьи.
Пользуйтесь штативом
Опять истина, достойная «капитана очевидность». Раз съёмка предполагается при явно недостаточном освещении, можно предположить, что скорость затвора будет низкой, и любое дрожание камеры испортит снимок. Поэтому она должна быть установлена на штатив и надёжно закреплена. Мало того, постарайтесь использовать устройство дистанционного спуска, чтобы избежать любых колебаний от нажатия на кнопку.
Свечей должно быть много
Главная проблема съёмки при свечах - недостаток освещения. Но это Ваш добровольный выбор, и работать придётся в этих условиях. Выход – значительно увеличить число свечей, это обеспечит возможность манёвра при выборе параметров ISO, выдержки и диафрагмы. Больше, ещё больше свечей!
Размещайте свечи равномерно
Тени на лице модели от единственной свечи или нескольких, но расположенных в одной точке, будут излишне резкими. Возможно, Вы специально добиваетесь подобного эффекта, но в большинстве случаев свечи всё-таки следует располагать более равномерно. Тогда и освещение лица будет равномерным, а тени – мягкими, тёплыми, лиричными. Экспериментируйте с расположением свечей, ищите свой вариант. Много свечей с одной стороны создадут эффект бокового освещения, но не делайте разницу чересчур контрастной. Это приведёт к излишнему драматизму композиции (если не стремитесь к этому сознательно).
Естественные «отражатели»
Чем в первую очередь отличаются студийные условия съёмки? Управляемым освещением. Расположенные определённым образом софиты, отражатели, фоны. Понятно, что съёмку при свечах мы ведём не в студии, но некоторыми принципами можно воспользоваться. Вокруг полно естественных отражателей: белый потолок, светлые стены, простыни, скатерти. Их прекрасно можно использовать для отражения света на лицо модели, увеличивая общее количество света в кадре. Эффект невелик, но при недостатке света все средства хороши.
Используйте быстрый объектив
Обычно у владельцев «зеркалки» в арсенале несколько объективов. Так вот, для «романтической съёмки» выберите самый быстрый. Это даст возможность снимать с большой диафрагмой (f/1.8 или f/1.4 для объектива 50 мм) и получить больший световой поток. При величине диафрагмы, близкой к максимальной, и высокой скорости затвора можно назначать более низкие значения ISO. При этом нужно помнить: чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости и больше область фокусировки.
ZOOM или диафрагма?
Функция приближения объекта ZOOM очень привлекательна, заманчиво снять объект крупным планом. Но не следует забывать, что в этом режиме максимальная диафрагма меняется по всему диапазону фокусного расстояния. Перед тем, как использовать ZOOM, подумайте – возможно, подойти к объекту проще, чем настраивать фокус.
Композиция и задний план
Фотографии со свечами не следует перегружать деталями: наиболее привлекательно выглядят снимки простые и лаконичные. Количество декораций - минимальное, фон – светлый (при съёмке обязательно контролируйте резкость тени, отбрасываемой моделью на задний фон). Можно украсить композицию бокалом вина, фруктами, но в меру, старайтесь не переборщить. Отвлекающих деталей должно быть как можно меньше.
Выдержка
Казалось бы, хочешь получить побольше света в объектив – увеличь выдержку. Это очевидно. Но не следует забывать, что при замедлении скорости затвора возрастает опасность фиксации в кадре любого, даже минимального движения модели, пламени свечи, самой камеры. Максимальная выдержка, которую можно попытаться установить – 1/15 сек. Это при условии, если полностью уверены, что модель, огонёк свечи и весь антураж неподвижны. Медленнее – вряд ли, даже если удастся уговорить модель не дышать, как на флюорографии.
Параметры ISO
При настройке ISO тоже придётся искать компромисс. С одной стороны – нужно высоким значением ISO компенсировать низкую освещенность. Как следствие – высокая зернистость. Это с другой стороны. Старайтесь выдерживать величину ISO не более 650 единиц, тогда чистота кадров будет вполне приемлемой. При более высоком ISO избежать ощутимых шумов не удастся.
Экспозиция
При съёмке цифровой камерой композиции со свечами снимок вероятнее всего получится недоэкспонированным. Камера воспримет свечи как световое пятно. Возможно, Вы захотите экспозицию усилить, но делайте это аккуратно, чтобы красивые свечи не превратились на снимке в непрезентабельные выгоревшие пятна.
Баланс белого
Горящие свечи своим мягким тёплым излучением создают неподражаемый ореол романтики и уюта. Именно то, что хотелось бы увидеть на снимке. Но камера может не разделять Ваших вкусов и запросто «снивелирует» самое ценное, если вести съёмку в режиме Авто. Поэтому не стоит доверяться ей полностью. Попробуйте разные настройки: экспериментируйте с балансом белого, цветовой температурой. Иногда неожиданно удачные результаты приносят настройки "вольфрам", «в помещении». И ещё совет: снимайте в формате RAW, это даст больше возможностей корректировки баланса белого при постобработке.
Композиционное использование свечей
При использовании свечей существует два основных композиционных решения:
- Свечи включены в кадр и являются важным элементом композиции;
- Свечи вынесены за кадр и на снимке не видны. В композиции использован их свет, падающий на объект съёмки.
Нельзя утверждать, что тот или другой имеет какие-либо преимущества. Оба композиционных решения имеют право на жизнь и могут привести к замечательным результатам.
Дополнительный свет
Если для удачного снимка света всё-таки чрезвычайно мало, можно подумать о дополнительном освещении. Только позаботьтесь о том, чтобы дополнительный источник имел ту же тёплую цветовую температуру, что и свечи. Для коррекции светового потока можно использовать рассеиватель, гелевые фильтры красных и оранжевых тонов. Опять широкое поле для эксперимента.
Вспышка с цветным гелем
В самом начале статьи мы не рекомендовали пользоваться вспышкой, которая вместо свечей изобразит засвеченное пятно. А здесь мы расскажем об исключении. Вспышка может оказаться полезной, если её использовать с гелевыми фильтрами. Красный или оранжевый фильтр смягчают действие вспышки, придавая световому импульсу тёплый оттенок. Снизить мощность вспышки можно и ручной настройкой. Пробуйте, экспериментируйте. Фото при свечах того стоит! Представляете, если выполнить печать фотографий и фотоальбомов с портретом любимой в обстановке романтического вечера? Дерзайте!