Как привести в порядок домашний фотоархив: организовать и систематизировать хранение фотографии?
Благодаря современным гаджетам, сегодня каждый человек — фотограф, правда, с разным багажом профессиональных навыков. Отснятые материалы накапливаются годами, исчисляются десятками гигабайт. Доступность съёмки понизила требовательность к ценности большинства кадров — щёлкаем по привычке чаще, чем по необходимости. Весь этот мусор, вместе с действительно важными снимками, продолжает заполнять жёсткие диски и карты памяти.
Ну и что, скажете Вы. Подумаешь, проблема. Купим флэшку побольше, добавим памяти на ПК. Зато ничего не пропадёт. Отношение к этому вопросу резко изменится, если вдруг Вам захочется отобрать из своих закромов несколько снимков для семейного альбома, заказать в качестве подарка печать фото большого формата с портретом близкого человека (не забудьте про оформление в багет) или напечатать фотокнигу онлайн. Произойдёт катастрофа! Вы обнаружите, что поиски алмаза в горе пустой породы — занятие сложное. Будете поражены количеством некачественных кадров, дубликатов, откровенного мусора, копившегося годами.
Прозрение дорогого стоит. Но нам бы не хотелось, чтобы каждый фотолюбитель учился на собственных ошибках, наше дело предупредить и показать способы решения проблемы. Предупреждён — значит вооружён! Подавляющее большинство опрошенных в социальных сетях людей не знают, как навести порядок в собственных фото-хранилищах, но признаются, что очень хотели бы это сделать.
Многие люди снимают вовсе не из любви к искусству фотографии, а с целью создания истории семьи, личной истории, отображения важнейших её моментов. Мы же с интересом читаем мемуары известных людей, а это — то же самое, только на личном уровне. Гораздо ближе, искреннее, понятнее…Фотоархив — тот источник, откуда мы черпаем и материал, и вдохновение для подобных семейных повествований.
Давайте займёмся всерьёз этим источником. Будем превращать фотоархив из причины головной боли в удобный инструмент и верного помощника в создании семейной истории. Процесс нелёгкий, заберёт много времени и сил. Зато впереди — удобный и послушный инструмент, который не только сэкономит время в будущем, но и доставит подлинное удовольствие от работы с фотоматериалами.
Вскрываем «авгиевы конюшни» и систематизируем залежи
Хранение. Первым делом нужно определиться со способом и местом хранения файлов с изображениями. В данный момент доступны такие:
- виртуальное облако: Яндекс, google, mail и проч.;
- жёсткий диск компьютера или ноутбука;
- внешние носители: мобильный жёсткий диск, флэш-карта и т.п.
Все способы в равной степени надёжны и не надёжны, опасны и безопасны, так что настаивать на конкретном выборе было бы, с нашей стороны, неправильно. Вы его должны сделать самостоятельно, основываясь на собственном опыте, советах друзей, мнениях на профильных форумах, в соцсетях. Многие фотографы с определённым опытом поступают таким образом:
- Снимки, сделанные на цифровую камеру, хранят на HD своего компьютера;
- Фото и видео со смартфона регулярно выгружают в облако.
В таком сочетании просматривается достаточно рациональный подход. Можно принять на вооружение, но мы не настаиваем.
Систематизация содержимого. Проще всего, на наш взгляд, систематизировать фотографии по годам. Создаёте папку «2020» и перемещаете туда всё, что наснимали в этом году. Можно загружать всё без разбора и установить фильтр по дате операции, а можно сразу перераспределять файлы по внутренним тематическим папкам: «семья», «Сонечка», «Турция», «дача» и т.п. Для снимков, предназначенных для публикации в Инстаграм и других соцсетях, целесообразно завести отдельную оперативную подпапку. Можно это сделать на облаке.
В процессе сортировки безжалостно избавляемся от бесчисленных дубликатов и прочего мусора, непригодного для семейной хроники. Разобравшись подобным образом с текущим периодом, приступаем к занятию, которое годами откладывали «на потом» — разгребаем завалы прошлых лет. Не меняем критического взгляда на материал: всё лишнее — прочь! Если объём снимков за определённый год невелик — объединяем несколько периодов в одну папку, «2005–2008», например. Внутри подпапки: «школа», «отпуск», «юбилей бабушки». Можно сразу сделать заготовки для будущих заказов: «Свадебная фотокнига», «Юбилей», «Рождение Ванечки». Этим значительно облегчите себе задачу, когда решите напечатать фотоальбом онлайн. Главный критерий, которому должен отвечать обновлённый архив — понятная удобная навигация. Вы должны точно представлять, где что лежит, извлекать нужное по мере необходимости.
Регулярная разгрузка
Заведите привычку — регулярно, допустим в конце каждого месяца, разгружать гаджеты от накопленного фотоматериала. Путём подключения к компьютеру, или скачиванием в облако, не важно. Это полезно с нескольких сторон:
- Во-первых — страховка от поломки или потери самой техники, такое, к сожалению, случается;
- Во-вторых, вы освобождаете память устройства для новых событий;
- В-третьих, это способствует систематизации материала, а Вас — дисциплинирует.
Если Вы не очень активный фотограф и снимков накапливается немного — измените алгоритм. Скачивайте фото раз в два месяца или квартал. Только не забывайте. Сделайте пометку в календаре на смартфоне.
Не храните лишнего
Иногда ситуация заставляет нас делать много дублей или снимать серийно. Это относится, в первую очередь, к динамической или спортивной съёмке, фотографированию детей, животных. Это позволяет не выжидать удачного кадра, который может и не состояться, а выбрать его в спокойной остановке из выполненной серии. Приём хороший, эффективный, но это не вынуждает нас подолгу хранить в памяти камеры весь отработанный шлак.
Инстаграм способствовал выработке у пользователей полезной привычки: быстро оценивать качество и содержательность собственных снимков и опубликовывать только самые важные. Этот навык нужно всесторонне использовать: все снимки и видео, не предназначенные для размещения в Сети, переслать друзьям, выгрузить в компьютер или облако, напечатать фото или напечатать фотокнигу онлайн — смело удаляйте без капли сожаления.