Загрузка городов...
  • Статус заказа
    Статус заказа

    ПРОВЕРИТЬ
    Транспортируется
Вход
Ещё не зарегистрированы?
Регистрация

Секреты ночной съёмки

Секреты ночной съёмки

Порой снимки ночных панорам обладают особой гипнотической силой, погружая зрителя в атмосферу магии и фантазий. Особенно эффектно выглядят такие фото на досках, постерах, фото на холсте или пластификациях.

Каким образом удаётся создавать подобную красоту в условиях слабой освещённости? Какие секреты помогают превращать банальные урбанистические сцены в фантастические картины, захватывающие дух? Как добиться гармоничного созвучия палитры ночного неба с тёмными силуэтами зданий и сотнями разноцветных «светлячков» городского освещения. Главный секрет – умение использовать и правильно сочетать естественный свет с искусственными источниками. Давайте поговорим об этом подробнее.

Естественное освещение

У фотографов существует понятие "золотого часа". Это несколько десятков минут, когда солнце появляется из-за горизонта ранним утром и примерно столько же, когда оно постепенно погружается за горизонт поздним вечером. Это время тёплого рассеянного света, наиболее благоприятного для пейзажных съёмок. Но не меньшей ценностью обладает и «синий час». Так опытные фотографы называют небольшой отрезок времени сразу после захода или незадолго перед рассветом. Когда дневное светило прячется за горизонт, пространство над ним наполняется магнетической синевой, становящейся с каждой минутой глубже и насыщеннее, пока не станет иссиня-чёрной.
Понаблюдайте внимательно за этими замечательными мгновениями, сделайте хронометраж, спланируйте съемку. Постарайтесь воспользоваться естественным светом по максимуму.

Искусственный свет

Любое, даже минимальное искусственное освещение проявляет себя при наступлении «синего часа». Свет городских окон, уличные фонари, рекламные и автомобильные огни придают городу более загадочный вид, чем при ярком свете дня. Подсветка зданий, мостов и памятников делают их очертания мягче, тоньше, фотогеничнее. Особое очарование ночи – вблизи водоёмов. Сотни отраженных в воде огоньков и слегка размытых световых пятен придают панораме ночного города особую прелесть и изысканность. Важно освоить методику длительного экспонирования и научиться с выгодой для себя использовать сочетание естественного и искусственного освещения.

Учитесь планировать

Стремитесь заранее распланировать будущую съёмку: определите лучшее место для задуманной композиции, оптимальные ракурсы, проверьте свободный доступ к точкам намечаемой съёмки, чтобы ограничения не стали неожиданностью. Составьте план мероприятий и список необходимого оборудования (не забудьте штатив), объективов.

При съёмке городского пейзажа с участием ночных огней важнейшим параметром становится экспозиция. В «синий час» динамика соотношения естественного и искусственного света стремительно меняется, поэтому чем быстрее Вы «нащупаете» оптимальную экспозицию, тем удачнее будут кадры. Тем меньше усилий будет потрачено на постобработку ночных фотографий.

Три кита экспозиции

Как лучше подготовить камеру к ночной съёмке. Опытные фотографы советуют:

  • установите на своём фотоаппарате «ручной режим»;
  • выберите минимальное, насколько возможно, значение ISO (на большинстве камер ISO 100). Оно позволит получить максимально «чистые» изображения;
  • затем выставляем диафрагму. При съёмке ночного города наилучший диапазон значения диафрагмы лежит в области f/11 - f/16. Столь малые значения позволят удерживать фокус от переднего плана к заднему. В зависимости от замысла и композиции выбираете значение в этих пределах;

При таких параметрах объектив не пропускает достаточного светового потока в камеру. Скорость затвора – величина изначально переменная, она целиком зависит от освещённости снимаемой сцены. Чтобы снять желанный кадр, придётся потрудиться над этим параметром методом проб и ошибок.

Обычно при ночном освещении необходима большая выдержка, чтобы компенсировать низкий ISO и малую величину диафрагмы. Любой сдвиг или дрожание камеры безнадёжно испортят кадр. Вывод? Выполнять ночную съёмку без штатива – несерьёзно.

Необходимо учитывать, что придётся часто менять выдержку, сглаживая дисбаланс слабеющего естественного освещения с усиливающимся искусственным. Попробуйте сами на закате выполнить 5-7 кадров с запозданием минут 8-10 при постоянных параметрах диафрагмы и ISO. Переменной будет только выдержка. Вы убедитесь, насколько кардинально меняются оттенки неба, его освещённость после заката, как от кадра к кадру усиливается роль искусственных источников, делающих снимок более контрастным.

По мере сгущения сумерек, для получения деталей композиции в тени может потребоваться экспонирование свыше 30 сек. Будьте к этому готовы. Для уменьшения экспозиции, возможно, придётся сделать пошире диафрагму, слегка прибавить ISO. Или перевести аппаратуру в режим Bulb.

Учимся съёмке через стекло

Вы когда-нибудь доводилось снимать сквозь стекло, да ещё ночью? Это не фантазия – такая ситуация вполне реальна. Иногда из номера отеля открывается такой волшебный вид на ночной город, что руки сами тянутся к камере. А окно открывается максимум на 5-6 см только для проветривания. Вот и приходится снимать через толстое стекло, если не хочется упустить такой грандиозный ночной пейзаж. Какие сложности возникнут при осуществлении этой затеи:

  • Царапины и грязь с внешней стороны стекла серьёзно повлияют на качество изображения и доставят сложности при постобработке. Если есть возможность, приоткройте окно и протрите стекло снаружи. Нет, так выберите наиболее прозрачный участок. Старайтесь расположить объектив максимально близко (но, не прикасаясь!) и перпендикулярно к стеклу;
  • Проблему может создать освещение в комнате, создающее на стекле многочисленные отражения и блики. Несколько сгладить проблему может поляризационный фильтр, но он тоже не панацея. Лучше полностью выключить весь свет в помещении или прикрыть источники экранами из подручных предметов.

Для съёмки через стекло очень удобно воспользоваться блендой. С помощью присосок она поможет зафиксировать объектив на стекле на минимальном расстоянии и ровно.  

Абстрактные ночные картины

По мере того, как сгущается ночной мрак, попробуйте поиграть фокусным расстоянием. Не стоит пытаться впихнуть в каждый кадр небо во весь горизонт и полностью всю сцену городского пейзажа, что видит глаз. Иногда то, что выпадает из кадра, не менее важно, чем то, что останется. Для подобного эксперимента очень кстати придётся телеобъектив. Да и при постобработке постарайтесь подойти к кадрированию творчески: не пытайтесь сохранить всё, оставляйте только самое ценное.

Люди в кадре

Часто образы людей попадают в кадр неизбежно, автоматически. Гораздо лучше, когда они включаются в композицию сознательно, придавая снимку масштаб и особый контекст. Объединяя ландшафтно-архитектурный пейзаж с жанровыми городскими сценами с участием людей можно добавить фотографиям экспрессии, сделать их эмоциональней, содержательнее.

Непогода

Плохая погода ещё не повод полностью отказываться от намеченной съёмки. Длинная выдержка в непогоду, несомненно, задача нелёгкая. Но если найдёте способ уберечь от влаги камеру и объектив на время экспозиции, можете получить уникальные кадры: суровое небо и мокрый асфальт определённо придают пейзажу драматическое звучание. Тема дождя – благодатная почва для эксперимента.

Светящиеся трассы

Автомобильные огни в ночные часы - прекрасный источник для съёмки светящихся лент. Делать это целесообразнее всего в режиме Bulb. Открывать затвор следует до того, как объект попадёт в кадр, а закрывать – после того, как он целиком его покинет. Правильную выдержку лучше высчитать заранее, засекая время нахождения в кадре аналогичного объекта (автомобиля). Тогда и длительность экспозиции Вы сможете устанавливать более точно.

Звездное небо

Эффектный всплеск яркости звёзд на фоне ночного неба может дать длинная выдержка при практически закрытой диафрагме (значение около f/16). Интересный факт: чем большим числом лепестков представлена диафрагма, тем сильнее выражен эффект.

 Эффект боке

Когда в композиции ночного пейзажа присутствуют точечные источники света, очень привлекательно выглядят снимки с эффектом боке. В переводе с японского это означает «нечёткость». Эффект проявляется, когда находящиеся на заднем плане вне зоны фокусировки огоньки приобретают вид светящихся, иногда сливающихся друг с другом окружностей. При этом основной объект съёмки остаётся в зоне резкости. Так происходит, когда расстояние от камеры до объекта гораздо меньше, чем от объекта до источников света заднего плана. Эффект боке следует снимать в ручном режиме, автоматика не справится. Выберите объект и составьте композицию с учётом всех нюансов, наведите камеру и отрегулируйте фокус так, чтобы главный объект находился чётко в фокусе, а задний план с огоньками получался размытым. Поиграйте с дистанцией, выбором объектов, фокусным расстоянием. Но учтите, что степень размытости огней будет зависеть от размера диафрагмы, какое бы фокусное расстояние Вы не выбрали. Больше раскрытие диафрагмы – меньше глубина, значит больше зона размытия. И наоборот. В идеале для хорошего эффекта боке желательно совместить большую диафрагму с возможностями длиннофокусного объектива.

Значение фильтров

Фильтры могут принести большую пользу при съемках пейзажей на закате или во время синего часа. Про поляризационный фильтр мы уже упомянули, когда говорили о съёмке через стекло. При работе с отражениями очень полезен круговой поляризатор. Для того, чтобы манипулировать естественным светом при ночных фотосессиях, желательно обзавестись фильтрами ND или ND Grad, они позволяют делать это достаточно эффективно.

Ночная пейзажная фотография – безбрежное пространство для эксперимента, творчества, реализации художественных способностей фотолюбителя. Больше снимайте, мы уверены, что создание фотошедевров – не за горами, это вполне реальная задача. Успехов!