Снимаем свадебное торжество от «А» до «Я»
Свадьба – ответственное мероприятие. Её нельзя снимать «по обстановке», пуская процесс фотосъемки «на самотёк». Нужно чётко понимать, как будут меняться условия естественного и искусственного освещения в течение дня, быть во всеоружии и распланировать в привязке к условиям съёмки каждый шаг. От понимания динамики этих изменений будет зависеть качество снимков, а в итоге – какой получится свадебная фотокнига. Ведь ей служить долго: фотоистория этого торжественного дня – память на всю жизнь. Нам в помощь канадский фотограф Джимми Чан, который разработал подробнейшее руководство по работе со светом на торжественных мероприятиях. Давайте воспользуемся его советами, они могут принести много пользы не только новичкам, но и фотографам с опытом.
Этап приготовлений
Жанр свадебного фото - это эклектика, т.е. смешение разных видов и стилей. Своего рода «mix» из индивидуального и группового портрета, пейзажной съёмки и элементов макрофотографии. Композиция съёмки, фон и свет педантично продумываются заблаговременно.
Фото свадебного платья и портрет невесты выгоднее всего делать при естественном освещении из окна. Оно мягко и тактично подсвечивает эмоциональный характер происходящего в кадре. Фотограф в день свадьбы всегда в цейтноте, поэтому нужно постараться в полной мере использовать редкий по красоте свет утреннего солнца. Чрезвычайно эффектные кадры платья невесты можно сделать на фоне окна. Воспользуйтесь моментом, пока невеста поглощена макияжем, чтобы сделать снимки.
Свет из окна вполне может исполнять роль единственного источника, потому как:
- Значительная площадь оконного проёма (в сравнении с силуэтом человека) создаёт мягкий и одновременно интенсивный световой поток;
- Свет из окна строго направленный, что весьма ценно для портретного фото;
- Постоянный источник мягкого светового потока позволяет любую модель представить в «выгодном» свете. При таком освещении замечательно можно снимать и качественное видео;
- Варьируя настройками, фокусным расстоянием и ракурсами, можно выполнить серию снимков невесты, отличающихся друг от друга радикальным образом.
Сделать свадебный фотоальбом разнообразным помогут фотографии подружек невесты, позирующих рядом с платьем, повешенным в оконном проёме. Мягкий свет сзади придаёт композиции утонченное звучание. Начинающие фотографы, доверяющие автонастройкам, вряд ли получат кадры хорошего качества. Камера при таком освещении попытается сохранить детали изображения в полной цветовой гамме, а в результате - недоэкспонирует снимок. На фото будут видны лишь силуэты на фоне окна. Хорошего результата можно добиться только с ручными настройками методом проб и ошибок. Только не вздумайте экспериментировать на свадьбе. Потренируйтесь заранее.
Бывает что за окном много ненужных предметов и деталей: строительные заборы, краны, промзоны, автомобили. Всё это нужно убрать из кадра, используя опцию «компенсация экспозиции» либо настраивая параметры вручную Вы сознательно переэкспонируете изображение и скрываете всё лишнее за окном.
Брачная церемония
Джимми Чан, а вместе с ним многие профессионалы, стараются воздерживаться от использования вспышки на свадебной церемонии. Тем более что в большинстве официальных учреждений, соборах и церквях это запрещено. Если Вы не можете отказаться от вспышки, то следует побывать на месте заранее и выяснить, можно ли использовать вспышку.
На открытом воздухе снимать не легче. Мы знаем золотое правило съёмки: самые благоприятные «бархатные» часы – ранние утренние и «закатные» вечерние. А доводилось ли Вам слышать о свадебной церемонии, назначаемой на это время? Вот и нам не доводилось. Поэтому фотографу иной раз приходится прыгнуть выше головы, чтобы достойно подать важнейшие моменты церемонии под прямыми солнечными лучами. Природа нам не подвластна, а вот изменить экспозицию нам вполне по силам. Учитесь справляться с резким прямым солнцем, меняя позицию и настройки фотокамеры.
Свадебный портрет
Невестам, впрочем, как и фотографам, хочется, чтобы в день свадьбы была хорошая погода и светило солнце. (Кому понравится холод и слякоть в такой день). Но в то же время яркое солнце – враг и невест, и фотографов. Под жаркими лучами девушкам труднее сохранять причёску и макияж, непроизвольно приходится прищуривать глаза. А головная боль фотографа – резкие тени, грубо разделяющие на части лица людей, стоящих рядом. Как быть?
Беспроигрышный вариант - расположить пару между камерой и нашим главным светилом – Солнцем. В такой композиции золотистые лучи, проникающие сквозь причёску, фату и складки платья создадут потрясающий контраст с тёмным фоном зелени и зданий. Силуэты молодожёнов на солнечном фоне – очень выразительный и столь же популярный сегодня сюжет для свадебного фото. А если сумеете грамотно подсветить фигуры влюблённых – выделите, как бы выдвинете вперёд из фона прочих деталей композиции.
В пасмурный день снимать проще – свет становится мягким безо всяких ухищрений. При слишком слабом естественном освещении предпочтительнее снимать людей вблизи водоёма. Поверхность воды – непревзойдённый природный отражатель, световой поток почти удваивается и становится гораздо привлекательнее для качественных снимков.
Не бойтесь экспериментировать с различными фокусными расстояниями, ракурсами, позами моделей. К примеру, Например, отведенная от бедра и слегка согнутая рука невесты выгодно подчеркнет её талию, придавая позе динамику и непринуждённость. Групповые портреты – объёмная самостоятельная тема. Мы обязательно вернёмся к ней в одной из будущих статей.
Вечерний приём
В банкетных залах, где обычно проводятся свадебные торжества, организовать правильный свет – дело совсем не простое. Обычная встроенная вспышка не даёт хорошего результата и практически бесполезна. Джимми Чан привык работать с тремя импульсными источниками: одним некамерным и двумя, закреплёнными на стойках (их размещают в противоположных углах зала). Он считает, что свадебный банкет – прекрасная возможность для оттачивания навыков работы со вспышкой. Начинать можно с одной, добавляя вторую, а затем и третью по мере наработки опыта. Как мастер использует три свои вспышки?
При съёмке группового фото гостей с молодожёнами первый источник лучше всего направить на скатерть. Отражённый свет мягко и красиво выделит лица людей без резких, излишне контрастных теней. Световой поток второй вспышки может быть сужен за счёт насадки типа «сота». Им нужно узконаправленно «подсветить» жениха и невесту, чтобы выделить среди гостей. Третий источник можно направить в потолок, чтобы в отражённом свете хорошо зафиксировались окружающие детали и элементы праздничного убранства.
Первый танец молодых – обязательный атрибут будущего свадебного фотоальбома. Этот трогательный кадр можно использовать отдельно: выполнить печать фото большого формата или заказать фото на холсте, потом оформить в багет. Такая картина в гостиной или спальне всегда будет вызывать приятные воспоминания о том замечательном счастливом дне. Как снимать первый танец? Здесь будет уместен перекрестный свет. Некамерный, направленный в потолок, и вспомогательный, подсвечивающий площадку сзади. Только не стоит направлять вспышку вертикально вверх: вы рискуете получить тёмные круги под глазами танцующих. Правильнее повернуть вспышку вправо или влево под углом 45о к потолку. Выдержку желательно выбирать вблизи значения 1/200 сек. и замедлять, если потребуется больше света.
Мощность вспышек Чан предпочитает настраивать вручную. Если объект достаточно близко, он выставляет значение мощности от 1/64 до 1/128. При значительном расстоянии (например, съёмка танцпола) диапазон изменяется до 1/16 - 1/32, а для направленного потока используются сотовые насадки. Мощность накамерной вспышки устанавливают в пределах 1/4 - 1/32 в зависимости от высоты зала и дистанции до объекта.
Еще пару советов
Не стоит сворачивать оборудование и укладывать сумки сразу после того, как все необходимые этапы торжества благополучно сняты. Не важно, что за полночь, если молодые ещё в зале, то можно проявить своё творческое начало и приятно удивить виновников торжества. Поснимайте их ещё, поэкспериментируйте со светом. Даже при одной-единственной вспышке можно получить массу интересных нестандартных кадров. Возможно, они станут «изюминкой» будущей свадебной фотокниги.
Попробуйте выполнить композицию с подсвеченными сзади тёмными силуэтами. Поставьте вспышку за спиной пары молодожёнов, максимально затемните фон. Попросите их слегка отдалиться друг от друга, чтобы тени не искажали силуэты. И снимайте! Пробуйте менять настройки, расстояние до вспышки, позы своих моделей. Из многих кадров наверняка отыщется тот, единственный, который станет украшением свадебной галереи.
Макрообъектив или специальная насадка помогут сфокусироваться на кольцах или других мелких предметах. Если при боковой подсветке использовать сотовую грид-насадку и снимать с параметрами F/11 (даже F/16), изображения получаются особенно резкими и качественными.
И всё же технические навыки – не главное. Самое важное - передать настроение и эмоции главного события в жизни молодой пары, сохранить в их памяти на многие годы все мельчайшие детали этого счастливого дня. И пусть правильный свет и наши советы помогут Вам в этом. Удачи!